Руины Мишон в Дананге: культурное наследие столицы Империи Тьямпа

Alexandr
Обновлено: 30 января 2024
Время на чтение: 10 минут
Шрифт А А

Вьетнам сохранил до нашего времени много архитектурных чудес, принадлежавших разным эпохам, остатки ушедших культур. И одно из них – разбросанные по Куангнамской равнине причудливые храмы, объединенные в комплекс, известный под именем руины Мишон недалеко от Дананга.

Загадочная цивилизация чамов

Советуем также почитать нашу статью про еще одно наследие чамов, расположенное в Нячанге – Башни По Нагар.

Что мы знаем о тайнах, оставленных нам загадочной цивилизацией чамов (сами они называли себя «тям»)? Этот народ основал целую империю, появившуюся в центральной части современного Вьетнама еще во втором веке. Создавшееся из мелких княжеств государство Тьямпа просуществовало практически до начала восемнадцатого века.

С седьмого по десятый век цивилизация чамов переживала бурный расцвет. Это был «золотой век» для искусства и архитектуры, развивались ремесла, сформировался чамский язык.

Культура чамов была направленной в религиозную сторону. Их творения, в которых чувствовалось влияние искусства Индии, создавались в честь особ из индуистского пантеона и выдерживались в строгих канонических рамках. До нашего времени дошла информация и о странном отношении к пресловутому авторскому праву. Как ни странно, но вся слава и права принадлежали не исполнителю шедевра, а человеку, заплатившему за него деньги.

Столетия войн не пощадили искусство чамов, нам приходится только представлять, какими были их полотна, ковры и расписные вазы. Увы, но даже их удивительные храмы, украшенные причудливыми узорами и надписями, дошли до нас в весьма плачевном виде.

Закат цивилизации чамов пагубно отразился и на храмах, заполнивших Куангнамскую равнину. Религиозная жизнь и потоки паломников полностью прекратились к шестнадцатому веку. Некогда священное место стало приходить в запустение, и, как бы в подтверждение пословицы, возле Мишона стали селиться землепашцы. Новоселы строили дома, используя для своих нужд материалы ветшающих храмов.

Прошло время, земли эти опустели. Природа взяла свое, храмы Мишона постепенно стали частью джунглей, надолго исчезнув с человеческих глаз. Культурное наследие Империи Тьямпа превратилось в архитектурный призрак.

Спящей сказочной принцессе для пробуждения и возвращения к людям понадобился поцелуй принца. А к храмам Мишон, по иронии судьбы, пришел французский священник. На дворе был конец девятнадцатого века, и Жан Брюйер вместе с сопровождавшими его военными первыми увидели, какую красоту скрывают от человечества джунгли Вьетнама.

Новая жизнь храмов Мишон

Колониальные власти проявили большой интерес к наследию Империи Тьямпа. С конца девятнадцатого века и до середины сороковых годов минувшего столетия проводилось изучение храмового комплекса. К уцелевшим храмам и руинам отправляли экспедиции, возглавляемые французскими учеными.

Успешные работы по исследованию чамской архитектуры прервали войны. Годы сражений принесли храмовому комплексу больше разрушений, чем века забвения в объятиях вьетнамских джунглей.

Как выглядели строения до войны с США, можно увидеть только на старинных стереофотографиях и на рисунках Анри Парманье. Пять лет понадобилось ученым из интернациональных польско-вьетнамских экспедиций для исследования и составления подробного отчета о состоянии старинных храмов. Энтузиасты очистили местность от джунглей и мусора, провели работы по восстановлению более-менее уцелевших зданий. Для этого была выработана методика, позволяющая эффективно укреплять кладку портландцементом.

В середине девяностых годов храмовый комплекс сделали доступным для туристов, а в самом конце века Мишон был официально признан архитектурной жемчужиной Вьетнама и попал в списки ЮНЕСКО.

Храмы на дне озера

Так как же появился целый город из храмов? Восемь столетий Мишон был одной из имперских столиц. Ученые подсчитали, что в небольшом пространстве долины чамы возвели около семидесяти храмов.

Коронованная особа Бхадраварман I специально искал атмосферное и уединенное место для возведения индуистского храма. Оно нашлось в центре весьма небольшой круглой долины возле селения Митхо. Ровная поверхность когда-то была дном озера, в наше время из водных артерий остался один ручей, огибающий храмовые строения и руины.

Храмы в честь Шивы и Вишну, а также усыпальницы для монархов Тьямпы, возводились из особых кирпичей, для прочности к ним добавляли скрепляющий состав из сахара и меда. Храмовый комплекс быстро стал духовным местом царства. Здесь хоронили монархов и проводили праздничные церемонии в честь высших богов.

 

Туристы могут зайти внутрь уцелевших храмов и башен, спуститься в королевские склепы. Здесь сохранились аутентичные украшения, изразцы и изваяния. По территории комплекса разбросаны статуи богов, камни с непонятными надписями.

Музей под открытым небом располагает к долгим прогулкам. Здесь нет ограничений, все можно потрогать, осмотреть, в храмы можно заходить и фотографировать.

Советы для туристов

Дорога от Дананга до храмового комплекса занимает около двух часов. Добраться можно на экскурсионном автобусе с группой туристов, заранее приобретя тур, или заказав такси. В последнем случае, такси желательно заказывать на все время прогулки по Мишону. Иначе таксист просто уедет, и потом придется решать проблему с обратной дорогой.

Храмовый комплекс, с его руинами, это не парк, тут понадобится хорошая обувь, надежно защищающая ноги от обломков камней, плюс здесь много насекомых. В жаркие месяцы нужно позаботиться о воде и защите от солнца, тень здесь, разумеется, есть, но не будешь же постоянно прятаться в тени одного здания.

 

Garuda Visnu Kencana statue is a 122-meter tall statue located in Garuda Wisnu Kencana Cultural Park, Bali, Indonesia. It was designed by Nyoman Nuarta and inaugurated in September 2018.

Туристическая инфраструктура пока только развивается, достопримечательность все еще готовят для посетителей. Но уже можно прокатиться по территории Мишона на бесплатном электротакси, оно стартует от ближайшей парковки. Правда, ввиду плохой расчистки, открытые автомобили катаются по ограниченной территории.

Несмотря на не самую большую известность и популярность исторического комплекса, здесь бывает большой наплыв туристов. В основном экскурсионные автобусы начинают прибывать к храмам после полудня, соответственно, во второй половине дня территория заповедника бывает перенасыщена экскурсантами, переходящими от одного строения к другому.

Чтобы в полной мере насладиться тишиной и архитектурным наследием древних чамов, лучше приезжать в Мишон как можно раньше. Это место пропитано какой-то особой энергетикой древней культуры и окружающих джунглей, и лучше бродить в одиночестве.

Перед входом в храмовый комплекс часто устраивают танцевальные шоу. Красавицы в национальных нарядах изображают дев-апсар, еще можно увидеть танцы народа Чампа.

В Интернете можно найти весьма противоречивые отзывы о руинах Мишон в Дананге. Одни туристы восхищаются увиденными старинными храмами, скульптурами и прочими творениями древней цивилизации чамов. Плюс отмечают общий исторический и энергетический фон затерянного в джунглях города. Другие видят в Мишоне только руины и развалины, оставшиеся от бомбардировок.

Тем не менее такое уникальное место – частичку древней азиатской культуры и цивилизации чамов – стоит посетить во время отдыха во Вьетнаме.

Автор статьи
Alexandr
Перед поездкой обязательно
Оформить страховку, чтобы быть в безопасности на TripInsurance или Sravni.ru
Купить авиабилеты по отличным ценам - на Aviasales.ru или Skyscanner.ru
Сохранить себе купоны на скидку в магазинах
Забронировать отель на Agoda.com или Booking.com
Заказать трансфер из аэропорта до места отдыха